Эта цитата Тома Билье является одним из моих любимых: «Не ставьте себе задачей достичь идеала в чём-то. Это проигрышная стратегия. Поставьте целью быть обучающимся. Ваша готовность признавать свои недостатки и работать над ними, вот что должно вас заставлять гордиться собой».
Но как обучаться чему-то новому?
В этой статье будут советы о том, как освоить любой новый навык с помощью фреймворков ДиССС и КЧКа. Кроме того, здесь будут дополнительные советы о том, как достичь мастерства в разных навыках.
Содержание
Что такое метод ДиССС?
Метод ДиССС – это фреймворк, созданный Тимом Феррисом, разработанный, чтобы помочь людям освоить новую информацию.
ДиССС — акроним для Деконструкции, Селекции, Секвенирования и Ставок («и» здесь просто чтобы проще запомнить акроним). Давайте подробнее поговорим о том, что означают эти буквы и на какие вопросы они отвечают.
Д: Как деконструировать навыки?
Деконструкция навыков – нахождение самой маленькой единицы (суб-единицы) полезных знаний в какой-то области. В изучении языка это слово, в игре на музыкальном инструменте это нота.
Подобным образом можно разделить какие-либо умения. Например, если нужно стать оратором, суб-умения в таком случае это: уверенный язык тела, управление голосом, эффективное общение, риторика и подача.
С: Как определить, на какие суб-единицы стоит обратить особое внимание?
Следующий шаг — Селекция. Это означает, что нужно определить 20% из тех минимальных единиц, которые будут производить 80% результата. При создании фреймворка ДиССС Тим Феррис тестировал это соотношение на практике.
В частности, он добился огромного прогресса в изучении японского языка, когда наткнулся на плакат с дзёё кандзи (список иероглифов, которым Министерство образования Японии рекомендует ограничиваться в повседневном употреблении).
Существует несколько аккордов, использующихся в сотнях песен и при обучении игре на гитаре – они и станут этими 20%.
Если нужно накачать мышцы, 20% успеха будут основные тренировки, которые воздействуют на несколько мышечных групп одновременно (всегда советуйтесь с профессиональным тренером).
«20% усилий, которые дают 80% результатов звучит знакомо»? Совершенно верно, это принцип Парето.
С: Каков порядок изучения суб-единиц?
На очереди секвенирование (от английского «последовательность»). Многие люди сразу сдаются, когда начинают постижение чего-либо с уровня, слишком сложного для новичка.
Для того, чтобы сложность предстоящей задачи не обескураживала, нужно определить наиболее эффективный порядок получения знаний. Это зачастую сильно зависит от умения, которое пытаются развить, поэтому лучше обратиться за помощью к опытному человеку.
С: Как оставаться мотивированным и дисциплинированным?
Третья «С» означает Ставки. Создайте некоторые психологические и социальные механизмы, которые будут помогать оставаться замотивированным, а что самое главное, дисциплинированным. Вот некоторые способы «сделать ставку».
Расскажите друзьям
Расскажите своим друзьям, о том, что делаете, чтобы они могли контролировать прогресс. Если есть крайний срок, объявите его тоже. Если близкие будут знать о цели, не захочется сдаваться при первой же трудности, положительное давление со стороны никто не отменял. Более того, ещё одним позитивным моментом станет, что друзья отнесутся с пониманием, если из-за работы не получится прийти к ним на встречу, так как они будут знать о важности проекта. Читайте подробнее о постановке задач каждый день в статье «Как ставить задачи каждый день и достигать их».
Однако, согласно Дереку Сиверсу, выступившему на конференции TED (в основу выступления легли несколько исследований), данная практика в некоторых случаях может оказаться контрпродуктивной. Иногда мозг начинает думать, как будто цель уже достигнута и расслабляется. Сиверс предлагает сформулировать цель так, чтобы не позволять такому произойти, например: «Я действительно хочу пробежать марафон, так что мне нужно тренироваться пять раз в неделю. Говори обо мне последними словами, если я перестану, хорошо?»
Ставьте еженедельные цели
За неделю можно достичь небольших результатов и сохранить мотивацию, так что лучше разбивать большую цель на задачи поменьше, менее продолжительные по времени, чтобы сохранить ощущение прогресса и перестать видеть её в качестве чего-то недостижимого.
Устанавливайте напоминалки
Согласно исследованию, опубликованному в Европейском журнале социальной психологии, формирование привычки занимает около 66 дней. До тех пор, нет ничего постыдного в том, чтобы создать напоминание, о том, что необходимо поработать над своими навыками, чтобы достичь в них мастерства.
Отслеживайте привычки
Можно сделать трекер привычек самостоятельно, по шаблону, или просто использовать календарь, который есть поблизости. Отмечайте каждый день работы для достижения своей цели. Чем длиннее полоса, тем неприятнее будет разрушить её пропущенным днём. Этот метод называется «Не разрывать цепь». Читайте так же про «Привычки и распорядок дня успешных людей».
Кроме того, вычеркивание дня доставит такое же удовольствие, как отметка о завершённой задаче в списке дел.
Создайте систему вознаграждений
Чтобы не стать Джеком Торренсом из Сияния, снова и снова лихорадочно печатающим, «Одна работа, никакого безделья, бедняга Джек не знает веселья». Чтобы сохранить мотивацию, создайте систему вознаграждений, которая будет подстёгивать интерес работать над задачами. Если цели небольшие, наградой может стать любимый шоколад, в случае чего-то более важного приз должен быть соответствующим.
Что такое метод КЧКа?
Метод КЧКа – это второй фреймворк для получения навыков, который идёт рука об руку с методом ДиССС. Его также создал Тим Феррис.
КЧКа означает Компрессия, Частота и Кодирование. Более подробно о каждом элементе.
Компрессия
Можно ли сжать наиболее важные 20% (выбранные в процессе Селекции) в шпаргалку?
Это не только позволит сжато объединить всю нужную информацию в одном месте, но и приведёт к её запоминанию. Я всегда делала шпаргалки, когда готовилась к экзаменам в университете. К тому моменту, когда она была уже закончена, я в ней больше не нуждалась, так как запоминала всё в процессе написания.
Можно превратить процесс создания шпаргалки в некое развлечение: использовать выделители, поиграть со шрифтами, одним словом, сделать её эстетически приятной.
Частота
Как часто и как много времени нужно уделять учёбе? Нужно иметь в виду свои возможности и дедлайны.
Например, я знаю, что могу выполнять задачи, требующие высокой концентрации внимания максимум 3-4 часа в день, включая перерывы (если только я не нахожусь под давлением быстро приближающегося срока). Из-за этого, мне было бы бессмысленно ставить целью обучения 8 часов в день.
Кодирование
Используйте мнемонические техники, создавайте ментальные якоря, чтобы запоминать разные вещи было легче.
На то, чтобы понять, что лучше всего работает, может уйти некоторое время. Варианты техник:
- Акронимы. Пример из детства для запоминания цветов радуги «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
- Песни или рифмы. Они часто используются при обучении детей, но могут также оказаться полезными для взрослых.
- Придумывание предложений, чтобы запомнить правописание или порядок чего-то. Например, если нужно запомнить английское слово «eagle» (орёл). Можно использовать мнемоническую подсказку с созвучным русским словом: «Когти орла — это десять игл». Чтобы запомнить порядок планет в Солнечной системе, можно вспомнить фразу «Мишка Вышел За Малиной Юра Смог Удрать Низиной».
- Ассоциации, моя любимая тема. Они не обязательно должны иметь смысл и могут быть настолько нелепыми, насколько это нужно. Например, чтобы запомнить, что gato означает «кот» по-испански, я представила большого чёрного кота, играющего в куче драгоценных украшений и с упоением мурлыкающего «злато моё злато». Gato и злато звучат схоже, а образ так запал мне в душу, что я никогда не забуду это слово.
Как мне учиться, чтобы достигнуть в чём-то мастерства?
Наряду с использованием методов ДиССС и КЧКа, чтобы овладеть любым навыком быстрее и проще, можно использовать следующие советы.
Будьте очень конкретными в формулировке того, что хотите узнать
Этот пункт не станет сюрпризом ни для кого, кто знаком с концепцией целей СМАРТ. Старт обучения новому навыку может быть ошеломляющим, будь то желание научиться готовить или выучить новый язык, количество рецептов и слов кажется не только огромным, но и постоянно растущим. С чего начать? Как я узнаю, что цель достигнута?
Как писал Питер Друкер: «Что измеряется, то управляется».
Попробуйте преобразовать глобальную расплывчатую цель во что-то конкретное. Например, сделайте целью научиться готовить 5 своих любимых простых блюд. После того как это будет достигнуто, есть два варианта:
1. научиться готовить еще 5 простых блюд,
2. попробовать перейти к более сложным рецептам.
Таким образом, будет легче понять, с чего начать и какой точки нужно достичь, чтобы считать, что цель выполнена.
Определите точки отказа
Перед тем, как начать оттачивать навык, подумайте о том, что может вызвать неудачу. Каковы причины, которые могут заставить отказаться от этой затеи, или в каких случаях провалились другие? Если заранее не иметь представления о сложностях, которые могут возникнуть, очень легко, столкнувшись с ними, не захотеть бороться дальше.
Найдите наставника
Эффективнее будет иметь кого-то опытного, кто будет отслеживать прогресс в обучении. В долгосрочной перспективе это сэкономит много времени, денег и сил. Вот некоторые вопросы, которые стоит задать своему наставнику:
- На чём я должен сосредоточиться в начале?
- На что можно впустую потратить время и как этого избежать?
- Какие самые большие ошибки совершают новички? А какие распространены даже среди экспертов?
- Кто является экспертом в данной области, хотя у него изначально не было врождённого таланта? (У этих людей много чему стоит поучиться!)
- Добивался ли кто-то из ваших подопечных таких же результатов?
- На каких ресурсах по этому вопросу больше всего качественной информации?
Учитесь на своём опыте
Скажи мне — и я забуду, учи меня — и я могу запомнить, вовлекай меня — и я научусь.
– Бенджамин Франклин
Учёба – это здорово, но начинайте применять эти знания на практике, так быстро, как только сможете. При изучении языка пробуйте писать и говорить, а не только читать и слушать.
Это страшно? Может быть.
Будут ли ошибки? Да.
Цели будут достигнуты быстрее? Да.
Большинство людей боятся неудач и зачастую потешаются над теми, кого они преследуют, поэтому пытаются избегать ошибок любой ценой. Но они, к сожалению, неизбежны. Те, кто не боится пробовать и потерпеть поражение, учатся лучше и быстрее.
Кроме того, смущение – это временно, а знание навсегда.
Запрашивайте обратную связь
Стоит отметить, что важнейшая часть обучения – это осознание совершения ошибки, а затем её исправление.
Иногда ошибки очевидны, иногда – нет. Вот почему лучше попросить обратную связь, желательно, у наставника или кого-то столь же компетентного. Да, адекватно воспринимать критику тяжело, но без неё невозможно достичь желаемых высот. В статье «Как поддерживать продуктивность в офисной среде» подробно описано про то, как запрашивать обратную связь.
Подводя итоги: как понять, что достигнут определённый уровень мастерства?
Допустим, удалось соблюсти все принципы и советы, описанные в статье. Как узнать, действительно ли удалось выработать нужный навык? В какой момент можно с уверенностью сказать «Я это знаю»?
Если все шаги метода ДиССС успешно пройдены, скорее всего, успех уже близко. Также вот признаки, по которым можно понять, что удалось достичь определённого уровня:
- Задачи удаётся выполнять легко и естественно,
- Есть уверенность в своих знаниях,
- Опыта достаточно, чтобы обучить другого и, возможно, кто-то готов за это платить,
- Люди просят взять над собой шефство или просто совета.
Конечно, невозможно знать всё и всегда есть куда расти. Настоящий мастер никогда не перестаёт быть учеником.
Каким навыком вы бы хотели обладать? Какой метод обучения помогает вам больше всего? Есть ли у вас какие-нибудь советы на эту тему?